Бортжурнал        26 февраля 2016        4693         0

Блокируются колеса при торможении — учитесь тормозить двигателем!

Решил написать полезную заметку начинающим нивоводам, да и вообще начинающим водителям. Много езжу с друзьями, у которых стаж 2-3 года и зимой они делают одну и ту же ошибку — при спуске с ледяной горки тормозят тормозными колодками, в результате колеса моментально блокируются и машину тащит вниз. Седеют в такие моменты все — и водитель и пассажир. Тут, конечно, много зависит от резины — если она шипованная, то она еще более менее цепляется за лед, а вот фрикционка — в разы хуже.

Сам я езжу круглогодично на грязевой всесезонке Ханкук Динапро АТМ, она достаточно мягкая и чтобы колеса заблокировались при торможении, нужен только конкретный гладкий лед. Во всех других случаях она держит достаточно неплохо зимнюю дорогу. Но если горка наклоном более 15 градусов, я тормоза даже не трогаю, спускаюсь медленно и торможу двигателем. Спускаюсь когда на 2 передаче, а когда даже на 1 пониженной (если уж очень крутая гора).

Итак, разберем примеры, если еще кто не понял, как опасно по льду тормозить педалью тормоза. Вы едете по ледяной дороге, начинаете подтормаживать, чтобы снизить скорость и в какой-то момент колеса блокируются и машина просто катится на них, как на санках. В таких случаях выручает сброс газа и постоянное кратковременное нажатие на тормоз. На крутых машинах за вас это делает АБС (антиблокировочная система, которая выталкивает педаль тормоза назад).

Что значит — колеса заблокировались?

Это когда колесо не может уже тормозить протектором (быстрая скорость, лед, глина) и колеса останавливаются (не крутятся), а машина катится на них, как на лыжах.

Расскажу один случай. Есть у нас в городе крутая горка (градусов 40 точно). И когда она заледенела после оттепели, стала очень опасной. Заехать туда удается не всем, а спуститься без происшествий еще труднее. Мне повезло попасть на такие «соревнования» по штурму и спуску с ледяной крутой горки. Из 5 машин не заехал никто, кроме меня. Хотя у всех были шипованные шины, но только передний привод. Наверху стояло 3 машины и когда они начали спускаться, началось шоу. Водитель жмет на тормоз и машину сразу тащит вниз, хорошо что внизу никого не было. Гладкий лед, крутой наклон делают свое дело — колеса даже шипованные блокируются при малейшем нажатии на педаль.

Я включаю пониженную (чтобы машина имела минимальную скорость), подъезжаю к горке (заметьте, у меня вообще по сути летняя резина), машина начинает медленно катиться вниз и я полностью отпускаю педаль газа и тормоза. Вообще отпускаю все педали. Машина катится вниз о-о-очень медленно, тормозит двигателем. Движок просто не дает машине под действием силы тяжести быстро катиться вниз, он гасит скорость движения вниз. Если бы я попробовал нажать на тормоз, то колеса моментально бы заблокировались и машину бы потащило вниз со страшной скоростью. Плюс у меня была включена пониженная передача, что еще сильнее замедлило спуск. В этом плюс Нивы Шевроле перед другими машинами — есть понижайка (часто пользуюсь зимой при парковке и при спуске с крутых горок), есть блокировка на «серьезные случаи», тоже порой приходится пользоваться.

Поэтому, народ, никогда зимой с горки не спускайтесь на нейтрали, гася скорость тормозами. Используйте двигатель, он может не только развивать скорость, но еще и гасить её. Еще один пример — едем по городу, затяжная горка вниз, ледок. Еду на третьей и горка становится еще круче. Подтормаживаю — колеса блокируются. Что делать? Внизу ЖД переезд с ямами вокруг рельсов, не лететь же на ямы на 3-ей скорости. Выжимаю сцепление, включаю 2 передачу, медленно отпускаю сцепуху, двигатель недовольно урчит, но скорость замедляет, газ полностью убираю. Но и для второй передачи без газа скорость высокая. Сцепление — включаю 1-ую-медленно отпускаю сцепление — двигатель тормозит еще сильнее без всякого намека на то, что сейчас потащит по льду. Колеса же не блокируются )) Торможу двигателем.

Так что если вы ни разу не пробовали сбрасывать скорость двигателем — обязательно попробуйте. Это касается не только зимы, но и крутых горок. Пример — крутая горка, глина, прошел дождь. Медленно спускаемся на тормозах и нас потащило. Хорошо, что смогли остановится. Включаем 1 передачу и катимся вниз на ней вообще без газа. Аккуратно спустились по размокшей глине и никуда больше не таскало. Еще один вариант, когда тормозить двигателем просто обязательно!

DSCF7515

Помню рассказывал мне один нивовод, как он начинал осваивать Ниву. Шины были Кама Флейм, ездил зимой и таскало регулярно, пока не научился тормозить движком. А как научился, сказал — это реально мощный инструмент, зимой говорит тормозами пользуюсь по-минимуму. Всегда торможу заранее движком. И это правильно, учитывая, что резина стоит всесезонная. На всесезонке резко ударить зимой по тормозам — значит улететь с заблокированными колесами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Добавить фотку (только JPEG)